Согласно плану работы региональной инновационной площадки «Формирование читательской компетентности во 2-4–х классах» 30 ноября 2018г. в ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с.Тимашево

проходило очередное заседание экспериментально- технологической лаборатории «Время читать» под руководством Самыкиной С.В., кандидата педагогических наук.

Учителя начальной школы провели 5 открытых уроков с применением гендерного подхода, где практически подтвердили его эффективность. Урок Килячковой И.П. транслировался в онлайн- режиме через программу True Conf. В онлайн- уроке приняли участие 50 педагогов из 17 школ Отрадненского управления.

   Продумывая экспериментальные уроки для учеников начальной школы, мы обратились к давно известной форме работы – к урокам внеклассного чтения, поскольку этот тип уроков литературы позволяет достаточную свободу в отборе содержания, дает возможность организовать разные активные виды деятельности на уроке.

   Теоретической основой нашего эксперимента стали работы В.Д. Еремеевой, а также труды исследователей в области детского чтения Н.А. Борисенко, Е.И. Голубевой, В.П. Чудиновой. Детский нейропсихолог В.Д. Еремеева, проанализировав разные виды восприятия и мышления детей, сделала вывод, что учить мальчиков и девочек надо по-разному, потому что они «по-разному видят, слышат, осязают…, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире» [3;151]. Различия касаются и выбора литературы для чтения. Гендерные предпочтения в чтении – тема, которую затрагивали ведущие ученые-специалисты в области детского чтения Н.А. Борисенко [1], Е.И. Голубева [2], В.П. Чудинова [4]. Они пишут, что гендерные различия необходимо учитывать, так как чем старше становятся дети, тем более расходятся в выборе книг мальчики и девочки. Мальчикам нравятся книги о приключениях, фантастика, фэнтези. Девочки предпочитают истории, где главная героиня-девушка или женщина.

   Мы начали серию экспериментальных уроков внеклассного чтения по литературному чтению во 2-4 классах. В основе эксперимента – предпочтения в чтении мальчиков и девочек. Для каждого урока девочкам предлагается прочитать одну книгу, мальчикам – другую. Книги подбираются таким образом, чтобы у них были точки соприкосновения: например, проблема спасения близкого человека в авторских сказок. Кроме того, обычно мы старались соблюсти принцип: в той книге, которая предлагалась девочкам, главной героиней была девочка, у мальчиков – юноша. Эксперимент мы назвали «Читают мальчики, читают девочки».

Цель экспериментальных уроков – увлечь учеников чтением художественной литературы и организовать активную познавательную деятельность детей на уроке, чтобы проанализировать обе прочитанные книги. От учеников требовались особые умения: не только рассуждать о прочитанном и увлекать «своей» книгой, но слушать мнения и высказывания, разбираться в характерах и перипетиях сюжета книги, которую они не читали. При таком подходе коммуникативные умения развиваются очень эффективно.

   Итак, мы приняли во внимание гендерные предпочтения детей в чтении и предложили для обсуждения во 2-х классах авторские сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» (читали девочки) и Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» (читали мальчики). В 3-х и 4-х классах были проанализированы сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» (читали девочки) и Е. Шварца «Два брата» (читали мальчики).

   Оказалось, что подобрать произведения-двойники, интересные современным детям и в полной мере соответствующие нашим запросам (с главным героем - мальчиком, или наоборот, девочкой), довольно трудно. Мы тщательно готовили экспериментальные уроки, отбирали для них интересные учебные ситуации. В ходе работы сложилась следующая структура экспериментального урока.

  • Актуализация личного опыта. Эмоциональное впечатление.
  • Формулирование темы. Целеполагание, планирование.
  • Презентация прочитанных книг. Восприятие, осмысление прочитанного.
  • Подведение итогов. Обобщение.
  • Рефлексия.

Приведем примеры приемов и учебных ситуаций, которые были наиболее интересны обучающимся.

  • На этапе презентации книги предлагалось расположить иллюстрации к произведению в соответствии с ходом сюжета. Затем по иллюстрациям кратко пересказать сюжет. Этот простой прием особенно интересен в ситуации, когда половина детей не знакома с книгой. Ученики, не читавшие книгу, получают возможность увидеть на иллюстрациях героев, события произведения, а те, кто рассказывает о книге, получают опору для краткого пересказа. В ходе урока выяснилось, что ученики пересказывают книгу, не опираясь на иллюстрации, не глядя на них. В этом случае слушателям труднее воспринимать информацию. Мы сделали вывод, что необходимо чаще использовать этот прием на уроках, чтобы научить краткому пересказу, чтобы учиться быть интересным рассказчиком для слушателей.
  • Заполнение кластера «Характер героя». На каждую черту характера надо было привести пример – поступок героя или цитату (мысли, рассуждения персонажа). Ученики очень быстро справились с задачей составить кластер, охарактеризовать героя. Важно, что кластеры появились на доске и эта визуальная опора для анализа сказки была доступна на протяжении всего урока. Однако, обнаружились и затруднения: построить рассказ о герое живо и интересно оказалось непросто.
  • «Перекрестное задание»: мальчики (девочки) работают по книге, которую читали девочки (мальчики).  В ходе выполнения перекрестного задания можно было попросить помощь тех, кто прочитал книгу. В качестве перекрестного задания предлагалось, например, найти ту пословицу, которая наиболее близка главной мысли сказки. Тот факт, что дети легко справились с этим заданием, говорит о том, что они внимательно слушали друг друга.

После урока у части детей возникло желание прочитать и ту, вторую книгу, о которой ученик услышал на уроке, но которую сам не читал. Можно констатировать, что поставленная цель достигнута: учащиеся были увлечены чтением и обсуждением книг, на уроках формировались познавательные, коммуникативные, личностные учебные действия.

Проанализировав уроки, мы сделали следующие выводы.

  1. На каждом этапе экспериментального урока литературного чтения перед учениками должна быть зрительная опора (иллюстрации, кластер, план, схема…)
  2. Необходимо учить детей устному высказыванию, причем адресовать его не учителю, а сверстникам, тем самым вовлекая их в совместное обсуждение литературных произведений.
  3. Необходимо большее внимание обратить на гендерные различия героев: например, Герда – нежная, хрупкая, любящая, и это подлинно девичьи качества характера. Старший брат из сказки Е. Шварца – смелый, даже бесстрашный, упорный, сильный. И эти качества украшают любого мальчика и мужчину.
  4. В начальной школе на уроке должно быть больше заданий «сделай», «нарисуй», «инсценируй», чтобы на уроке литературного чтения не было место бездействию и скуке.

С. В. Самыкина, к.п.н., заведующий

кафедрой начального образования СИПКРО,

И.Е.Козлова, зам. директора по УВР.