О нестандартных уроках внеклассного чтения, проведенных в формате «дети + родители»
Согласно плану региональной инновационной площадки «Модель формирования читательской компетентности обучающихся 2-4 классов в условиях сельской школы»
28 февраля 2019г. в ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с.Тимашево состоялось окружное заседание экспериментально- технологической лаборатории «Время читать».
В рамках заседания прошли открытые уроки литературного чтения. Часть из них – гендерные уроки, второй формат – уроки «Дети + родители». На уроках второго типа присутствовали родители учеников, но не в качестве зрителей, а в качестве полноценных участников учебного процесса.Готовясь к занятию, дома вместе с детьми родители (мама, или папа, или бабушка) прочитали заданное произведение детской литературы. Литературный материал подбирался таким образом, чтобы учащимся произведение было незнакомо, чтобы нашло отклик в душе современного ребенка, чтобы представляло собой образец искусства слова. Мы предлагали для семейного прочтения рассказ Валентины Осеевой «Бабка», сказку Сергея Козлова «Красота», в этом учебном году будут прочитаны повесть Любови Воронковой «Девочка из города», а также стихи современных детских поэтов М. Яснова, Ю.Кушака, М. Бородицкой, П. Синявского, А. Усачева. Подбор произведений определялся и тематикой: о семейных ценностях (об уважении к старикам), о красоте, о маме. Так как современные дети любят веселые произведения, мы предложили юмористические стихи современных поэтов.
В классах на уроках присутствовали 4-8 мам, бабушек. Они работали вместе с детьми в группе: помогали выполнить групповую работу и презентовать ее. Дополняли устные ответы детей, высказывали свои наблюдения, характеризовали героев. Часть вопросов, более сложных, чем прочие, учитель адресовал мамам и бабушкам. Взрослые охотно включались в беседу, зачитывали отрывки из произведений, доказывали свою точку зрения. Мамам и бабушкам такая форма урока очень понравилась. Все опрошенные родители готовы и дальше читать и работать вместе со своим ребенком в классе на уроке литературного чтения.
Запланированное занятие по современной поэзии пройдет в необычной форме. Ребенок и мама дома прочитают подборку стихов и выберут одно стихотворение, которое понравилось более всего. Надо будет выучить его наизусть и выразительно прочитать на два голоса в классе на уроке внеклассного чтения.
Педагогические эффекты нестандартных уроков.
- Дети вместе с родителями прочитывают произведение дома. (Мы рекомендуем читать вместе, вслух, по очереди). В семье появляется «культурное поле» для обсуждения книги. Таким образом, возрождаются традиции семейного чтения.
- Ученики получают новый читательский опыт - знакомятся с новыми произведениями, расширяя круг чтения.
- На уроке родители получают возможность полноправно участвовать в работе, наблюдать за своим ребенком, слышать его ответы, сравнивать с ответами, с активностью других детей.